Грант РГНФ № 15-02-00025 "Местное самоуправление: стратегия перспективного развития"

 

Грант РГНФ № 15-02-00025 "Местное самоуправление: стратегия перспективного развития"


Научная проблема состоит в отсутствии моделей и механизмов, обеспечивающих финансовую самостоятельность муниципальных образований, а также стратегий их перспективного развития местного самоуправления в России.

 

Почти два десятилетия назад в Российской Федерации началась реформа государственного управления, частью которой стало признание самостоятельности третьего уровня власти – муниципального, появление местного самоуправления. На сегодняшний момент конечные параметры новой системы самоуправления подробно изложены в законодательстве, включая функцию местного самоуправления, виды и формы выборных (представительных) и исполнительных органов власти, источники пополнения местного бюджета. В отечественном законодательстве нашли отражение основные положения Европейской хартии местного самоуправления, к которой Россия присоединилась 15 лет назад.

Однако внедрение новой модели управления вызвало на практике много проблем. На деле данный уровень власти практически остается самым слабым, по сравнению с федеральным и региональным. В результате гражданам нашей страны оказывают некачественные муниципальные услуги, включая коммунальные, в городах неблагоустроены территории, в тяжелом состоянии остаются жилой фонд и дороги, помещения школ и детских садов. Многие связывают это с недостатком финансирования местных бюджетов. Действительно, из более 23 тыс. муниципальных образований (МО) большинство являются дотационными (бюджеты 90% муниципалитетов получают межбюджетные трансферты на значимом уровне, свыше 10% от величины собственных доходам). Несмотря на реализации механизмов, направленных на сбалансированность, порядка половина бюджетов исполняется с дефицитом. В 2012 г. порядка 1 трлн. руб. было направлено на реализацию собственных полномочий органами МСУ. Иными словами, практически нет МО, обладающих финансовой самостоятельностью, а данный уровень власти остается самым слабым по сравнению с федеральным и региональным. Так, по данным Минфина, в 2010 г. дотационность свыше 70% имели 53% всех местных бюджетов. В 2012 г. 75,6% муниципальных образований имели долю межбюджетных трансфертов (без субвенций) и доходов, переданных по дополнительным нормативам, в собственных доходах местных бюджетов свыше 30%, и 90% МО – долю свыше 10%. По данным субъектов Российской Федерации, в общем количестве муниципальных образований, утвердивших местные бюджеты в 2012 году, 54,0% исполнены с профицитом, 43,8% – с дефицитом, у 2,2% муниципальных образований – с равенством доходов и расходов. Межбюджетные трансферты местным бюджетам, связанные с финансовым обеспечением реализации собственных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в 2012 году составили 1 045,0 млрд. рублей и 46,6% от объема собственных доходов местных бюджетов.

 

До настоящего времени пока нет ответа на вопрос, как осуществить самообеспеченность бюджетов муниципальных образований, повысить эффективность функционирования местного самоуправления (МСУ). На наш взгляд, решение такой крупной проблемы носит системный и комплексный характер. Она требует разработки стратегии развития МО, рассчитанной на среднесрочную и долгосрочную перспективу, включая совершенствование системы МСУ. Это обуславливает актуальность предложенной темы исследования.

 

Научная значимость данной проблематики заключается в том, что будут подготовлены методологические положения, разработан алгоритм организационного проектирования отечественной модели местного самоуправления, основанной на стратегиях перспективного развития муниципального образования.

 

Аннотация о результатах

Магистратура

Учебный план:

Учебный план (магистратура) 2017

Учебная программа:

Учебная программа

Курсовые работы:

Методические рекомендации "Курсовые" 2019 - 2020

Государственная и муниципальная служба 2019-2020 гг.

Стратегическое управление развитием территорий 2019-2020 гг.

Теория и механизмы современного государственного управления 2019-2020 гг.

Государственная итоговая аттестация:

Программа государственной итоговой аттестации

Выпускная квалификационная работа:

Методические рекомендации "ВКР" 2019 - 2020

Темы выпускных квалификационных работ 2019-2020 гг.

Шаблон презентации выпускной квалификационной работы"Особенности реализации промышленной политики Российской Федерации"

Практика:

Методические рекомендации по прохождению практики

Предзащита 2017-2018 гг.

Сканы предзащиты 2017-2018

Предзащита 2018-2019 гг.

Протокол предзащиты Магистратура 2019

Протокол предзащиты Магистратура 2019

Учебные программы кафедры Государственного и муниципального управления Магистратуры

Магистерская программа 081100 «Государственное и муниципальное управление»

Магистерская программа «Государственное и муниципальное управление» готовит менеджеров в сфере государственного и муниципального управления и организаций общественного сектора, некоммерческих государственных структур, аналитических, научных агентств, а также коммерческих организаций, имеющих тесные связи с государственными органами.

Миссией курса является формирование и развитие у учащихся важнейших знаний и компетенций, необходимых для дальнейшего применения в деятельности по государственному и муниципальному управлению, государственной службе.

Учебный курс делится на 2 части:

- базовая общенаучная часть, в которой дается представление о современном государственном устройстве, механизмах взаимодействия различных государственных структур;

- и профессиональная часть,  которая дает глубокое понимание современных механизмов и технологий управления, а также место будущего специалиста в системе управления.

В составе профессионального курса есть как единые обязательные дисциплины, так и предметы по выбору, которые составляют основную часть обучения. Они дают возможность студенту самостоятельно выбрать программу обучения и области специализации, которые ему наиболее интересны и будут применимы в рамках его дальнейшей карьеры.

Преподаватели курса – это заслуженные профессора, ведущие ученые и практики государственного и муниципального управления в России. В частности на кафедре преподают лучший заведующий-преподаватель года 2012г, 2013г, 2014г., заведующий кафедрой д.э.н.,Абрамов Руслан Агарунович, декан общеэкономического факультета д.э.н., Зинчук Галина Михайловна, академик РАЕН Орлов Андрей Владимирович, заслуженный экономист России д.э.н., Волков Вячеслав Иванович, Начальник Управления Президента России по внутренней политике Морозов Олег Викторович, ответственный секретарь Парламентского собрания Союза Белоруссии и России, депутат Государственной Думы РФ Стрельченко Сергей Георгиевич и многие другие профессионалы»)

Важной составляющей курса является практика и научно-исследовательская деятельность студентов. Все будущие управленцы будут иметь возможность пройти практику в различных государственных органах исполнительной и законодательной власти, а также научно-исследовательскую и педагогическую практику в вузе.

РЭУ им. Г.В.Плеханова тесно сотрудничает со многими зарубежными университетами Европы, Азии и Америки, что предоставляет студентам возможность международного обмена.

В частности, международными партнерами кафедры государственного и муниципального управления РЭУ являются Краковский экономический университет (Польша) и Техасский университет (г. Остин, США).

Выпускники программы – это будущие лидеры, обладающие навыками для внедрения инновационных технологий управления, улучшения систем исполнительной и законодательной власти на всех уровнях управления.

 

Магистерская программа «Сити-менеджмент» (открытие программы планируется в 2013-2014 гг.)

Миссией программы «Сити-менеджмент» является подготовка высококвалифицированных будущих лидеров в сфере управления развитием городских территорий России.

Цель программы – подготовить будущих специалистов в области функционирования и развития городов, в том числе управления экономикой города, пространственным развитием территорий, стратегического планирования развития муниципальных образований.

Программа «Сити-менеджмент» включает  в себя целый ряд дисциплин, которые формируют у слушателей современное представление о механизмах и закономерностях развития муниципальных образований, включая бюджетирование, кадровое обеспечение, территориальный маркетинг, IT-технологии и пр.

Программа «Сити-менеджмент» имеет 3 научных направления:

  1. 1.Экономика города
  2. 2.Социальное развитие муниципальных образований
  3. 3.Пространственное развитие территорий.

Учебный курс делится на 2 части:

- базовая общенаучная часть, в которой дается общее представление о современном государственном управлении, механизмах взаимодействия различных государственных структур;

- и профессиональная часть,  которая дает глубокое понимание современных механизмов и технологий местного самоуправления, стратегического и текущего управления экономикой города, социальным сектором, ЖКХ, а также основы градостроительного проектирования.

В составе профессионального курса есть как единые обязательные дисциплины, так и предметы по выбору, которые составляют основную часть обучения. Они дают возможность студенту самостоятельно выбрать программу обучения и области специализации, которые ему наиболее интересны и будут применимы в рамках его дальнейшей карьеры.

В контексте сегодняшних масштабных изменений как в Московском регионе, так и за его пределами, возрастает потребность в специалистах по градоустройству, урбанистическому планированию, управлению стратегическим и текущим хозяйственным комплексом городских территорий. Специалисты, получившие соответствующее профильное образование в лучших университетах страны, будут востребованы на рынке труда и будут иметь возможность реализовать свой потенциал.

 

 

Учебная программа "Государственное и муниципальное управление" бакалавриат


Трудно представить существование общества без квалифицированного регулирования процессов, стихийно протекающих в нем. Особенно остро вопросы управления всеми сферами жизни стоят в многонациональном и многоконфессиональном Российском государстве, провозгласившем движение к демократическому обществу и достижению устойчивого экономического роста. Именно наша кафедра берет на себя ответственность по подготовке и профессиональному воспитанию высоквалифицированных кадров в сфере государственного и муниципального управления. Кафедрой реализуется учебная программа бакалавриата третьего поколения по направлению «Государственное и муниципальное управление» общего профиля. По окончанию данной программы обучения, студенты становятся компетентными специалистами, способными: • Работать в органах государственной и муниципальной власти; • Обеспечивать связи бизнес-структур с органами государственной власти; • Эффективно регулировать экономические и социальные процессы; • Управлять финансовыми, трудовыми и природными ресурсами территории. Научными направлениями программы являются: • Модернизация российской экономики и государственного управления; • Антикоррупционная политика; • Глобальное и стратегическое управление. Отличительной особенностью программы является то, что студенты получают возможность общения с известными политиками и практиками государственного и муниципального управления. В качестве цели обучения выступает формирование у студентов системного представления о теоретических и методологических основах, структуре, функциях и задачах государственного и муниципального управления, его информационной, методической, прогнозной, организационно-управленческой составляющей в современных условиях социально-экономического развития страны. Тематика курса позволяет развивать гибкое исследовательское мышление студентов, требуя изучения последних инноваций в области функционирования системы управления на государственном и муниципальном уровнях. Обучение занимает 4 года, в течение которых студенты осваивают общеобразовательные и профессиональные компетенции, изучая дисциплины гуманитарного, социального и экономического, математического и естественного, профессионального цикла, а также проходя учебную и производственные практики. Преподаватели курса – это заслуженные профессора, доктора экономических наук, ведущие ученые и практики государственного и муниципального управления в России. В частности на кафедре преподают лучший заведующий-преподаватель года 2012г, 2013г, 2014г., заведующий кафедрой Абрамов Руслан Агарунович, декан общеэкономического факультета Зинчук Галина Михайловна, академик РАЕН Орлов Андрей Владимирович, заслуженный экономист России Волков Вячеслав Иванович и многие другие профессионалы. Студенты старших курсов имеют возможность проходить стажировку в университетах – партнерах вуза и кафедры, в числе которых Краковский университет (Польша), Университет экономики и технологий (Чехия), и другие университеты и научные центры Великобритании, Швейцарии, ФРГ и других стран. Кафедрой осваиваются международные стандарты подготовки высококвалифицированных управленцев в соответствии с Болонской конвенцией. Актуальность вопросов государственного и муниципального управления обуславливает то, что многие вузы начинают подготовку управленцев всех уровней власти, однако именно наша кафедра обладает рядом особенностей и конкурентных преимуществ, привлекательных для студентов. К таким преимуществам относится: • Привлечение к учебному процессу ведущих ученых и практиков в области государственного и муниципального управления; • Направленность на рост профессиональной карьеры и развитие научной деятельности; • Персональный подход к слушателям программы; • Эксклюзивные авторские дисциплины профессионального блока; • Современные методики преподавания, преобладание интерактивного подхода; • Удобные график занятий и местонахождение вуза, позволяющие сочетать учебу с работой. Кафедра осуществляет тесное сотрудничество с Государственной Думой ГФ, различными Министерствами и Ведомствами, администрациями субъектов РФ и муниципалитетами, в связи с чем студенты старших курсов получают возможность проходить практику в этих структурах, где они могут получить практический опыт и тесно познакомиться с системой государственного и муниципального управления изнутри. Наши студенты – это личности, люди, неравнодушные к судьбе страны и всего населения. Целеустремленность, стрессоустойчивость, креативность, эрудированность, харизматичность, правовая грамотность – вот что характеризует высококвалифицированного управленца и вот что мы воспитываем в наших студентах!

Бакалавриат


Учебный план

Учебный план (бакалавриат) 2017

Учебная программа: 

Учебная программа

Курсовые работы:

Методические рекомендации "Курсовые" 2019 - 2020

Система государственного и муниципального управления 2019-2020 гг.

Государственная и муниципальная служба 2019-2020 гг.

Управление развитием территорий 2019-2020 гг.

Принятие и исполнение государственных решений 2019-2020 гг.

Государственная итоговая аттестация:

Программа государственной итоговой аттестации

Выпускная квалификационная работа:

Методические рекомендации "ВКР" 2019-2020

Темы выпускных квалификационных работ 2019-2020 гг.

Шаблон презентации выпускной квалификационной работы "Особенности реализации промышленной политики Российской Федерации"

Государственный междисциплинарный экзамен:

Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену (бакалавриат, 2017)

Практика:

Методические рекомендации по прохождению практики

Предзащита 2017-2018 гг.

Сканы предзащиты 2017-2018

Предзащита 2018-2019 гг.

Протокол предзащиты Бакалавриат 2019

Протокол предзащиты Бакалавриат 2019

Протокол предзащиты Бакалавриат 2019

Протокол предзащиты Бакалавриат 2019

  • Адрес:
    117997, Российская Федерация,
    г. Москва,
    Стремянный пер., 36,
    РЭУ им. Г. В. Плеханова.
    Кафедра Государственного и муниципального управления.
    Мы находимся в главном корпусе №3, 5 этаж, офис 549.

Телефон /факс:

  • +7 (499) 237-83-32

. Мобильные:                        

  • +7(968) 924-74-54 ;                                                           
  • +7 (926) 234-25-22.